Boost.ASIO coroutines. Cancellation.
В ASIO есть возможность отмены асинхронных операций и в частности отмена ожидания завершения короутин, запущенных через co_spawn
. Типичный пример использования это ожидание события/данных с таймаутом:
std::variant<std::size_t, std::monostate> results =
co_await (
async_read(socket, input_buffer, use_awaitable)
|| timer.async_wait(use_awaitable)
);
if (result.index() == 0) {
// Read complete
} else {
// Timeout
}
Это основное отличие от cppcoro, в которой нет возможности отменить ожидание приостановленной короутины. Спроектированные ранее примитивы синхронизации об отмене ничего не знают, поэтому добавим соответствующий функционал. В дальнейшем это позволит реализовать быстрое и корректное завершение работы.
На текущий момент ASIO поддерживает три стратегии отмены короутин:
- terminal - самая простой тип отмены. Объект, для которого отменена асинхронная операция, должен остаться в безопасном состоянии для удаления и/или закрытия. Выполнение же других операций с объектом небезопасно.
- partial - после успешной отмены этого типа, объект для которого была отменена асинхронная операция должен остаться в предопределенном (валидном) состоянии и может быть использован для последующих операций. Возможны определенные сторонние эффекты. Стороне, запустившей асинхронную операцию, может быть возвращен частичный результат. Пример использование - возобновления передачи данных (загрузки большого файла) после предшествующей отмены.
- total - объект должен обеспечивать полную гарантию безопасности. После отмены этого типа объект находится (для вызывающей стороны) в том же состоянии, что и до операции.
Запрос отмены представлен битовой маской. Каждый тип отмены включает в себя требования к гарантиям безопасности более слабых типов отмены. Объект обеспечивающий безопасную partial-отмену должен также удовлетворять требованиям terminal-отмены, а объект поддерживающий total-отмену должен в свою очередь удовлетворять требования partial и total.
Теперь примерим эти требования на MultiProducerSequencer как на самый сложный примитив синхронизации. У этого объекта есть две (с половиной) асинхронных операции: claim_one
/claim_up_to
- захват слота(ов) продюсерами и wait_until_published
- ожидание потребителей публикации продюсера записанных слотов. Операции claim_one
/claim_up_to
первым делом инкрементируют счетчик MultiProducerSequencer::_nextToClaim
и запрашивают (асинхронно) свободный слот в барьере чтения. Если в этот момент отменить захват слота, то счетчик nextToClaim
останется в измененном состоянии, последующие захваты слотов будут выполнятся относительно этого значения, но ни один продюсер не опубликует номер слота равный предшествующему значению nextToClaim
перед отменой захвата слота. И в итоге при последующих операциях с этим секвенсором все встанет колом: потребитель будет ждать публикации номера слота, который никто уже не опубликует. С такой структурой не получается дать полные гарантии безопасности отмены. Поэтому остановимся на самом простом варианте отмены - terminal, который по умолчанию разрешен для короутин запущенных через co_spawn.
Event
Реализовывать отмену начнем с базового примитива синхронизации Event, в конечном счете нужно отменять операции co_await event.wait(executor)
. Сначала определимся с состояниями эвента.
К уже существующим состояниям добавилось четвертое - canceled
. В него эвент попадает если запрос на отмену пришел раньше чем продюсер вызвал метод set
. Т.к. мы реализуем только базовые гарантии безопасности отмены (terminal), то состояние canceled
конечное, объект после этого можно удалить, но другие операции с ним не допускаются. Объекту нужно как-то передать запрос отмены, для этого добавим соответствующий метод cancel
. После его вызова подписчик, приостановленный на вызове co_await event.wait
, пробуждается и ему нужно как-то узнать что ожидание было отменено. Тут ничего нового я изобретать не буду и для этой сигнализации буду передавать ошибку boost::asio::error::operation_aborted
по аналогии с закрытием сокета. Вызов подписчиком co_await event.wait
в этом случаи завершается исключением boost::system::system_error
с соответствующим errc
. При необходимости событие отмены можно получить как error_code
без выброса исключения.
Опишем нужное поведение тестами:
BOOST_AUTO_TEST_CASE(install_cancellation_slot)
{
Event event;
auto main = [&]() -> awaitable<void> {
auto result = co_await(
event.wait(use_awaitable) ||
async_sleep(50ms)
);
BOOST_TEST(result.index() == 1); // timer first
};
io_context ioContext;
co_spawn(ioContext, main(), [](std::exception_ptr ex){ if (ex) std::rethrow_exception(ex); });
ioContext.run();
}
При помощи перегрузки operator ||
для awaitable<R>
параллельно запускаются две асинхронные операции, ожидание эвента и ожидание таймера (спрятано в async_sleep
). Для эвента никто не вызывает метод set
и первой завершается короутина async_sleep(50ms)
, ожидание эвента автоматически отменяется. И пример с явной отменой ожидания эвента:
BOOST_AUTO_TEST_CASE(cancel_example)
{
Event event;
auto consumer = [&]() -> awaitable<void> {
auto [ec] = co_await event.wait(as_tuple(use_awaitable)); // -> std::tuple<boost::system::error_code>
BOOST_TEST(ec == error::operation_aborted);
};
auto timeout = [&]() -> awaitable<void> {
co_await async_sleep(50ms);
event.cancel();
};
io_context ioContext;
co_spawn(ioContext, consumer(), [](std::exception_ptr ex){ if (ex) std::rethrow_exception(ex); });
co_spawn(ioContext, timeout(), [](std::exception_ptr ex){ if (ex) std::rethrow_exception(ex); });
ioContext.run();
}
В нем используется адаптер as_tuple
для получения ошибки в форме error_code
вместо исключения. В первом же примере ошибка остается в короутине operator ||
согласно его семантике.
class Event
{
enum class State { not_set, not_set_consumer_waiting, set, canceled };
mutable std::atomic<State> _state;
mutable std::move_only_function<void(system::error_code)> _handler;
public:
Event() : _state{State::not_set} {}
Event(const Event&) = delete;
Event& operator=(const Event&) = delete;
template<completion_token_for<void(system::error_code)> CompletionToken>
auto wait(CompletionToken&& completionToken) const {
auto initiate = [this](auto&& handler) mutable
{
auto slot = get_associated_cancellation_slot(handler, cancellation_slot());
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type)
{
const_cast<Event*>(this)->cancel();
});
}
this->_handler = [executor = get_associated_executor(handler),
handler = std::move(handler)](system::error_code ec) mutable
{
auto wrap = [handler = std::move(handler), ec]() mutable
{
handler(ec);
};
post(executor, std::move(wrap));
};
State oldState = State::not_set;
const bool isWaiting = _state.compare_exchange_strong(
oldState,
State::not_set_consumer_waiting,
std::memory_order_release,
std::memory_order_acquire);
if (!isWaiting) {
auto ec = (oldState == State::canceled) ? system::error_code{error::operation_aborted}
: system::error_code{}; // not error
this->_handler(ec);
}
};
return async_initiate<
CompletionToken, void(system::error_code)>(
initiate, completionToken);
}
void set() {
//
}
void cancel() {
//
}
};
Добавлено новое состояние canceled
и в сигнатуру обработчика добавлен error_code
(5). В методе wait
после попытки перевода в состояние not_set_consumer_waiting
добавлен выбор аргумента для вызова обработчика если в состояние not_set_consumer_waiting
перевести эвент не удалось (43,44). Если эвент раньше оказался в состоянии canceled
, то обработчик будет вызван с ошибкой boost::asio::error::operation_aborted
. Если же продюсер раньше успел переключить в состояние set
, то соответственно с пустым error_code
. Также устанавливается свой обработчик в слот отмены (17-23) чтобы автоматически получать запрос отмены. Заодно метод wait
приведен к каноничной для ASIO форме шаблона и теперь может принимать различные CompletionToken и их адаптеры, параллельно избавились от необходимости передавать экзекьютор.
Изменений в методе set
намного больше:
void set() {
State oldState = State::not_set;
bool isSet = _state.compare_exchange_strong(
oldState,
State::set,
std::memory_order_release,
std::memory_order_acquire); // see change of handler if current state is not_set_consumer_waiting
if (isSet) {
return; // set before wait
}
else if (oldState == State::not_set_consumer_waiting) {
// wait win
isSet = _state.compare_exchange_strong(
oldState,
State::set,
std::memory_order_relaxed,
std::memory_order_relaxed);
if (isSet) {
auto dummy = system::error_code{}; // not error
_handler(dummy); // set after wait
return;
}
}
assert(oldState == State::canceled); // cancel before set and wait
}
Первым делом он пытается переключить состояние в set
, если получилось работа метода завершается, обработчик будет вызыван во время вызова co_await event.wait()
(10). Если не получилось, то возможно состояние уже переключено в not_set_consumer_waiting
(подписчик ожидает событие), в этом случаи повторно пытаемся переключить состояние в set
. Если в этот раз удалось, то запускаем обработчик для пробуждения ожидающего на вызове co_await event.wait()
. В противном случаи эвент уже был переключен в состояние canceled
и просто завершаем работу. Такая сложная конструкция потребовалась для реализации машины состояний приведенной на диаграмме выше.
При первой попытке переключения состояния в set
для неудачи используется семантика acquire чтобы гарантировано увидеть обработчик Event::_handler
записанный методом wait
. Для варианта у удачным переключением используется семантика release, т.к. семантика для неудачи не может быть строже семантики удачного выполнения CAS (но это не точно). При второй попытке переключения состояния уже ничего синхронизировать не нужно и используется максимально ослабленная семантика relaxed
.
Метод cancel
реализован аналогично методу set
, их работа по сути симметрична.
void cancel() {
State oldState = State::not_set;
bool isCancel = _state.compare_exchange_strong(
oldState,
State::canceled,
std::memory_order_release,
std::memory_order_acquire); // see change of handler if current state is not_set_consumer_waiting
if (isCancel) {
return; // cancel before wait
}
else if (oldState == State::not_set_consumer_waiting) {
// wait win
isCancel = _state.compare_exchange_strong(
oldState,
State::canceled,
std::memory_order_relaxed,
std::memory_order_relaxed);
if (isCancel) {
system::error_code ec = error::operation_aborted;
_handler(ec); // cancel after wait, but before
return;
}
}
assert(oldState == State::set); // set before wait and cancel
}
SequenceBarrier
Этот примитив синхронизации конструктивно собой представляет связанный список авайтеров, а сами авайтеры расположены во фреймах короутин wait_until_published
. В любой момент времени к ним могут быть обращения в методах add_awaiter
/publish
и нужно обеспечить валидность авайтеров. Т.е. фрейм короутины не должен быть разрушен до тех пор пока есть вероятность обращения к авайтеру.
Алгоритмы и синхронизация барьера построены на том, что меняются только поле SequenceBarrier:_published
и список SequenceBarrier::_awaiters
, сами же авайтеры до пробуждения в методах add_awaiter
/publish
остаются неизменными. В такой конструкции удалить один авайтер из списка довольно проблематично (если вообще возможно). Но можно расширить рамки и реализовать только самую простую стратегию отмены - terminal. Добавим в барьер терминальное состояние, при переходе в которое отменяются все операции ожидания короутин wait_until_published
, и метод close()
, переводящий барьер в это состояние. Также в методе-короутине wait_until_published
добавим установку в слот отмены обработчика, который будет вызывать метод close()
, тем самым отменяя все остальные вызовы wait_until_published
.
Метод close
:
void cancel_awaiters(Awaiter* awaiters)
{
while (awaiters != nullptr)
{
Awaiter* next = awaiters->next;
awaiters->cancel();
awaiters = next;
}
}
void close()
{
_isClosed.exchange(true, std::memory_order_seq_cst);
Awaiter* awaiters = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_seq_cst);
cancel_awaiters(awaiters);
}
Тут все просто: поднимаем флажок закрытия, захватываем список авайтеров и пробуждаем их (если есть что) методом cancel
, который вызывает event.cancel()
. Обе операции выполняются с семантикой seq_cst для синхронизации с методами add_awaiter
/publish
.
В методе wait_until_published
в слот отмены устанавливается обработчик (8-12) и запускается ожидание авайтера в параллельной короутине (19-25).
awaitable wait_until_published(TSequence targetSequence) const
{
TSequence lastPublished = last_published();
if (!Traits::precedes(lastPublished, targetSequence)) {
co_return lastPublished;
}
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ const_cast(this)->close(); });
}
auto awaiter = Awaiter{targetSequence};
add_awaiter(&awaiter);
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
// We explicit call event.close() from awaiter
lastPublished = co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
awaiter.wait(),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
co_return lastPublished;
}
Запуск параллельной короутины производится с пустым слотом отмены. Это необходимо чтобы вызов co_await event.wait()
не затер наш обработчик отмены, т.к. слот для него один для всей цепочки короутин, запущенной одним вызовом co_spawn
.
Список авайтеров в любой момент может быть захвачен в методах add_awaiter
/publish
и быть недоступен в методе close
, поэтому этой паре методов также нужно обрабатывать закрытие барьера и отменять авайтеры.
void add_awaiter(Awaiter* awaiter)
{
TSequence targetSequence = awaiter->targetSequence;
Awaiter* awaitersToRequeue = awaiter;
Awaiter** awaitersToRequeueTail = &(awaiter->next);
TSequence lastKnownPublished;
Awaiter* awaitersToResume;
Awaiter** awaitersToResumeTail = &awaitersToResume;
bool isClosed = false;
do
{
// Enqueue awaiters
lastKnownPublished = _lastPublished.load(std::memory_order_seq_cst);
isClosed = _isClosed.load(std::memory_order_seq_cst);
if (Traits::precedes(lastKnownPublished, targetSequence) &&
!isClosed)
{
// None of the the awaiters we enqueued have been satisfied yet.
break;
}
// Reacquire awaiters
auto* awaiters = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_acquire);
// list of awaiters and split them into 'requeue' and 'resume' lists.
} while (awaitersToRequeue != nullptr && !isClosed);
// Resume the awaiters that are ready
resume_awaiters(awaitersToResume, lastKnownPublished);
if (isClosed) {
cancel_awaiters(awaitersToRequeue);
}
}
После вставки авайтера(ов) в дополнение к загрузке последнего опубликованного номера, добавлено чтение флажка закрытия (19). Если он поднят, то выполняется захват списка авайтеров и его обработка вне зависимости от того, что опубликовал продюсер. После этого основной цикл метода останавливается, готовые для пробуждения просыпаются, остальные авайтеры в списке awaiterToRequeue
отменяются. Синхронизация с методом close
аналогична синхронизации с методом publish
: либо текущий тред увидит последнее состояние флажка отмены, либо тред выполняющий close()
увидит последний вставленный авайтер. Для этого пары операций запись флага / захват списка авайтеров, и вставка авайтера(ов) / чтения флага выполняются с семантикой seq_cst
.
void publish(TSequence sequence)
{
_lastPublished.store(sequence, std::memory_order_seq_cst);
Awaiter* = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_seq_cst);
if (!awaiters) {
return;
}
Awaiter* awaitersToRequeue;
Awaiter** awaitersToRequeueTail = &awaitersToRequeue;
Awaiter* awaitersToResume;
Awaiter** awaitersToResumeTail = &awaitersToResume;
// Split list of awaiters
// null-terminate the two lists.
*awaitersToRequeueTail = nullptr;
*awaitersToResumeTail = nullptr;
if (awaitersToRequeue)
{
Awaiter* oldHead = nullptr;
while (!_awaiters.compare_exchange_weak(
oldHead,
awaitersToRequeue,
std::memory_order_seq_cst,
std::memory_order_relaxed))
{
*awaitersToRequeueTail = oldHead;
}
}
resume_awaiters(awaitersToResume, sequence);
if (_isClosed.load(std::memory_order_seq_cst))
{
awaiters = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_seq_cst);
cancel_awaiters(awaiters);
}
}
В методе publish
доработок меньше: добавлена проверка флажка закрытия и захват/отмена авайтеров если он поднят (41-50). Загрузка флажка и сохрание перед этим списка ожидающих авайтеров (27) происходит с семантикой seq_cst
, здесь используется аналогичная синхронизация: либо текущий тред видит последнее состояние флажка, либо тред выполняющий close
видит самый последний авайтер.
SingleProducerSequencer
В секвенсоре находиться барьер продюсера и ссылка на барьер потребителя. После закрытия одного из барьеров продолжение работы очереди невозможно, поэтому при обнаружении этой ситуации нужно также закрыть второй барьер (чтобы остановить асинхронные операции с ним). Тут все довольно просто, добавляем метод close
, закрывающий барьеры, и устанавливаем обработчик, вызывающий этот метод, в слот отмены во всех асинхронных методах, запросы wait_until_published
к барьерам выполняются через co_spawn
с пустым слотом отмены. Довольно похоже SequenceBarrier.
awaitable<TSequence> claim_one()
{
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ this->close(); });
}
const auto toClaim = static_cast<TSequence>(_nextToClaim - _bufferSize);
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
_consumerBarrier.wait_until_published(toClaim),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
co_return _nextToClaim++;
}
claim_up_to
awaitable<SequenceRange<TSequence, Traits>> claim_up_to(std::size_t count)
{
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ this->close(); });
}
const auto toClaim = static_cast<TSequence>(_nextToClaim - _bufferSize);
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
const TSequence consumerPosition = co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
_consumerBarrier.wait_until_published(toClaim),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
const TSequence lastAvailableSequence =
static_cast<TSequence>(consumerPosition + _bufferSize);
const TSequence begin = _nextToClaim;
const std::size_t availableCount = static_cast<std::size_t>(lastAvailableSequence - begin) + 1;
const std::size_t countToClaim = std::min(count, availableCount);
const TSequence end = static_cast<TSequence>(begin + countToClaim);
_nextToClaim = end;
co_return SequenceRange&TSequence, Traits&{begin, end};
}
wait_until_published
awaitable<TSequence> wait_until_published(TSequence sequence) const
{
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ const_cast<SingleProducerSequencer*>(this)->close(); });
}
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
co_return co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
_producerBarrier.wait_until_published(sequence),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
}
SequenceBarrierGroup
В этом классе содержаться ссылки на барьеры, его метод wait_until_published
сам запускает группу короутин через co_spawn
и дожидается их завершения. Запрос отмены автоматически передается в короутины этой группы. После завершения всех короутин остается выяснить по какой причине они завершились, и если они завершились из-за отмены просигнализировать об этом на верх (33-37).
awaitable<TSequence> wait_until_published(TSequence targetSequence) const
{
using experimental::make_parallel_group;
using experimental::wait_for_one_error;
auto executor = co_await this_coro::executor;
auto makeOperation = [executor, targetSequence](BarrierRef barrier)
{
// As args, not capture
auto coro = [](BarrierRef barrier, TSequence targetSequence) -> awaitable<TSequence>
{
co_return co_await barrier.get().wait_until_published(targetSequence);
};
return co_spawn(executor, coro(barrier, targetSequence), deferred);
};
using Operation = decltype(makeOperation(_barriers.front()));
std::vector<Operation> operations;
operations.reserve(_barriers.size());
for (BarrierRef barrier : _barriers) {
operations.push_back(makeOperation(barrier));
}
auto [order, exceptions, published] =
co_await make_parallel_group(std::move(operations))
.async_wait(wait_for_one_error(), use_awaitable);
(void)order;
if (std::ranges::any_of(_barriers,
[](BarrierRef b) { return b.get().is_closed(); }))
{
throw system::system_error{error::operation_aborted};
}
auto isThrow = [](const std::exception_ptr& ex) -> bool { return !!ex; };
if (auto firstEx = std::find_if(std::begin(exceptions), std::end(exceptions), isThrow);
firstEx != std::end(exceptions))
{
if (std::any_of(firstEx, std::end(exceptions), isThrow)) {
throw multiple_exceptions(*firstEx);
} else {
std::rethrow_exception(*firstEx);
}
}
auto it = std::min_element(std::begin(published), std::end(published),
[](TSequence a, TSequence b) { return Traits::precedes(a, b); } );
co_return *it;
}
Самый простой вариант - это проверить состояния барьеров, такой функционал естественен для них и легко реализуется. Чтобы обработать ситуацию в которой один из барьеров закрывается по сторонним причинам, запуск группы короутин выполняется с токеном отмены wait_for_one_error
(29), в этом режиме если одна из операций завершиться ошибкой все остальные автоматически отменяются, что нам и надо.
MultiProducerSequencer
В секвенсоре для нескольких продюсеров находится список авайтеров, аналогичный SequenceBarrier и ссылка на барьер чтения. Реализация отмены для этого секвенсора представляет собой объедение функционала отмена для барьера и секвенсора для одного продюсера. Добавлен метод close
и в асинхронных операция в слот устанавливается свой обработчик, вызывающий этот метод. Синхронизация та же, что и для барьера: либо тред, выполняющий close
, увидит последний добавленный авайтер, либо тред, выполняющий add_awaiter
/ resume_ready_awaiters
увидит поднятый флажок закрытия.
awaitable<TSequence> claim_one()
{
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ this->close(); });
}
const TSequence claimedSequence = _nextToClaim.fetch_add(1, std::memory_order_relaxed);
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
_consumerBarrier.wait_until_published(claimedSequence - buffer_size()),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
co_return claimedSequence;
}
claim_up_to
awaitable<SequenceRange<TSequence, Traits>> claim_up_to(std::size_t count)
{
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ this->close(); });
}
count = std::min(count, buffer_size());
const TSequence first = _nextToClaim.fetch_add(count, std::memory_order_relaxed);
auto claimedRange = SequenceRange<TSequence, Traits>{first, first + count};
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
_consumerBarrier.wait_until_published(claimedRange.back() - buffer_size()),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
co_return claimedRange;
}
wait_until_published
awaitable<TSequence> wait_until_published(TSequence sequence,
TSequence lastKnownPublished) const
{
auto cs = co_await this_coro::cancellation_state;
auto slot = cs.slot();
if (slot.is_connected()) {
slot.assign([this](cancellation_type){ const_cast(this)->close(); });
}
auto awaiter = Awaiter{targetSequence, lastKnownPublished};
add_awaiter(&awaiter);
// Spawn new coro-thread with dummy cancellation slot and co_await-ed its
// We explicit call event.close() from awaiter
TSequence available = co_await co_spawn(
co_await this_coro::executor,
awaiter.wait(),
bind_cancellation_slot(
cancellation_slot(),
use_awaitable)
);
co_return available;
}
add_awaiter
void add_awaiter(Awaiter* awaiter) const
{
TSequence targetSequence = awaiter->targetSequence;
TSequence lastKnownPublished = awaiter->lastKnownPublished;
Awaiter* awaitersToEnqueue = awaiter;
Awaiter** awaitersToEnqueueTail = &(awaiter->next);
Awaiter* awaitersToResume;
Awaiter** awaitersToResumeTail = &awaitersToResume;
bool isClosed = false;
do
{
// Enqueue awaiters
awaitersToEnqueueTail = &awaitersToEnqueue;
while (_published[(lastKnownPublished + 1) & _indexMask]
.load(std::memory_order_seq_cst) == (lastKnownPublished + 1))
{
++lastKnownPublished;
}
isClosed = _isClosed.load(std::memory_order_seq_cst);
if (!Traits::precedes(lastKnownPublished, targetSequence)
|| isClosed)
{
Awaiter* awaiters = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_acquire);
// Split list of awaiters
// Calc minDiff
targetSequence =
static_cast<TSequence>(lastKnownPublished + minDiff);
}
// Null-terminate list of awaiters to enqueue.
*awaitersToEnqueueTail = nullptr;
} while (awaitersToEnqueue != nullptr && !isClosed)
// Null-terminate awaiters to resume.
*awaitersToResumeTail = nullptr;
// Finally, resume any awaiters we've found that are ready to go.
resume_awaiters(awaitersToResume, lastKnownPublished);
if (isClosed) {
cancel_awaiters(awaitersToEnqueue);
}
}
resume_ready_awaiters
void resume_ready_awaiters()
{
Awaiter* awaiters = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_seq_cst);
if (awaiters == nullptr) {
return;
}
TSequence lastKnownPublished;
Awaiter* awaitersToResume;
Awaiter** awaitersToResumeTail = &awaitersToResume;
Awaiter* awaitersToRequeue;
Awaiter** awaitersToRequeueTail = &awaitersToRequeue;
bool isClosed = false;
do
{
lastKnownPublished = last_published_after(awaiters->lastKnownPublished);
// Split awaiters
// Calc minDiff
// Null-terinate the requeue list
*awaitersToRequeueTail = nullptr;
if (awaitersToRequeue != nullptr)
{
// Enqueue awaitersToRequeue
// Reset the awaitersToRequeue list
awaitersToRequeueTail = &awaitersToRequeue;
// Check published
isClosed = _isClosed.load(std::memory_order_seq_cst);
if (isClosed && awaiters == nullptr) {
awaiters = _awaiters.exchange(nullptr, std::memory_order_acquire);
}
}
} while(awaiters != nullptr && !isClosed);
// Null-terminate list of awaiters to resume.
*awaitersToResumeTail = nullptr;
resume_awaiters(awaitersToResume, lastKnownPublished);
if (isClosed) {
cancel_awaiters(awaiters);
}
}
Основное отличие короутин ASIO от cppcoro это наличие механизма, который позволяет оборвать выполнение всей цепочки короутин, запущенной через co_spawn
. Для реализации подобного механизма с cppcoro потребовалось бы каждой короутине явно передавать токен отмены, а самим короутинам периодически явно проверять токен и/или регистрировать в нем callback, отменяющий последнюю асинхронную операцию. Изначально алгоритмы синхронизации в барьере/секвенсоре из cppcoro вообще на отмену асинхронных операций не расчитанны, поэтому при переносе алгоритмов из cppcoro потребовались дополнительные усилия по реализации отмены в виде установки своих обработчиков отмены, а где-то принудительное кастование к не константной ссылке, что само по себе немного фу. Так же не получилось сделать чистую отмену (в терминологии ASIO total), отмена одной операции переводит весь примитив синхронизации в терминальное состояние, что может вызывать потерю данных.
Но возможная потеря данных в исключительных ситуациях для моих задач допустимое поведение. Разрабатываемые (перенесенные из cppcoro) примитивы синхронизации я задумывал использовать в качестве lockfree очередей внутри клиента для NATS. Особенностью его протокола является то, что в нем нет подтверждений и при большинстве ошибок сервер отключает клиент. Даже если клиент сразу переподключится, узнать какие сообщения доставлены, а какие нет, он не может. Т.е. уже на уровне протокола нельзя гарантировать отсутствие потерь в исключительных ситуациях, если же требуется гарантированная доставка данных, то это реализуется прикладным протоколом более высокого уровня, например JetStream.
Раз гарантированная доставка данных все равно невозможна, то можно реализовать довольно простое завершение работы клиента при ошибках. Ниже приведены наброски короутин обрабатывающий IO с сервером.
auto tx(TXQueue&& txQueue) -> awaitable<void>
{
std::size_t nextToRead = 0;
bool isEOF = false;
do
{
std::size_t available =
co_await txQueue.wait_until_publish(nextToRead, nextToRead - 1);
do
{
Message& msg = txBuffer[nextToRead & indexMask];
co_await async_write(socket, to_buffer(msg), use_awaitable);
isEOF = isEndOfStream(msg);
} while (nextToread++ != available);
txQueue.publish(available);
} while (!isEOF);
}
В короутину-передатчик передается RAII-обертка очереди как rvalue, ее деструктор закрывает очередь (уведомляет другую сторону, что слать сюда больше не нужно) при завершении короутины.
auto rx() -> awaitable<void>
{
for (;;) {
Message msg = co_await get_message(); // async read socket
if (msg.type == SrvMsg::MSG) {
if (auto sub = find_subscribe(msg.subject) !!sub) {
co_await sub.push(std::move(msg));
else {
// Unexpected message
}
} else if (msg.type == SrvMsg::PING) {
co_await pong();
} else {
break; // Server sent `-ERR`
}
}
}
Теперь их достаточно просто запустить:
using experimantal::awaitable_operators;
co_await(tx() || rx());
Если соединение с сервером оборвется, то обе короутины завершаться автоматически, в том числе если короутина-передатчик была приостановлена на ожидании появления в очереди сообщений для отправки. Теперь остается дождаться короутин, обрабатывающих подписки и после их завершения все используемые объекты можно безопасно удалить. На этом остановка закончена. Без механизма отмены пришлось бы цикле передачи и в цикле обработки подписки вводить флажок закрытия и дополнительные ветки кода для поедания всех необработанных сообщения из очереди.
Разработка NATS-клиента будет продолжена в следующих статьях, а на этом пока все. Код тут.